?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Завершились испытания опытного самолета SSJ100 LR 97006 по программе "шимми".


Шимми — автоколебания колёс шасси самолета, возникающие вследствие неустойчивости процесса их прямолинейного качения. Явление проявляется как интенсивные поперечные колебания колёс шасси при движении самолета по земле с относительно высокой скоростью. Частота колебаний зависит от параметров опоры шасси и может составлять 5—25 Гц. При шимми колёса совершают угловые колебания относительно оси, перпендикулярной плоскости земли, сочетаемые с колебаниями той же частоты в поперечном направлении. Данное явление возникает под действием поперечных сил со стороны земли на шину катящегося колеса при его колебаниях. Явление шимми очень опасно, так как может привести к разрушению стойки шасси и как следствие всего самолета.
Таким образом, для натурных испытаний необходимо создать поперечную силу на стойку шасси в процессе пробежки самолета по ВПП. Для этого на ВПП закрепляется специальная металлическая плита. Мы ее называем «доска шимми». Она имеет строго определенные и утвержденные органами сертификации размеры.


Доска крепится к покрытию ВПП под углом 45 к ее оси. Затем ее покрывают обычным мелом. После пробежки по следам на меле определяется точность попадания колесами на доску. При большой скорости наехать правильно на маленькую доску большим самолетом сложно. Особенно основной опорой шасси, которая далеко позади и сбоку от летчика. Поэтому бывает и незачет.


При наезде на такое препятствие, на стойку шасси начинают действовать требуемые поперечные силы и возникают колебания стойки. Все эти силы и колебания измеряются средствами бортовых измерений (СБИ) которыми напичканы, как стойки, так и весь самолет. Благодаря этому есть возможность определить не только параметры колебаний стоек шасси, но и то, как эти колебания передаются на сам планер и какие нагрузки возникают в каждом элементе его конструкции.

Основная стойка шасси самолета оборудованна демпфером шимми, а так же различными средствами измерений.

Для испытаний с одной стойки шасси демпфер шимми был демонтирован и при пробежках самолет наезжал на доску левой и правой стойками шасси. В остальном стойки абсолютно идентичны. Включая уровни заправки азотом амортизаторов и пневматиков колес. Все было проверено непосредственно перед испытаниями. Таким образом, можно определить эффективность демпфера шимми и последствия его отказа

Хочется отметить, что для проверки давления в пневматиках колес, на SSJ 100 устанавливаются вот такие указатели давления в пневматиках.


С ними нет необходимости в переносном манометре. Здорово экономят время при обслуживании. Устанавливаются опционально. В процессе опытной технической эксплуатации мы выясняли, что эти указатели особенно актуальны при низких температурах. Замеры различных давлений вручную на сильном морозе малоприятны и занимают много времени. Счастье для любого техника, когда весь самолет оборудован визуальной индикацией - много работать не надо ТО выполняется быстрее…:)

Давление азота в амортизаторах можно быстро проверить при помощи линейки по специальной таблице. Таблицы нанесены на каждую стойку шасси

Так же наезды на препятствие совершались и передней опорой шасси. Причем, как с включенной системой поворота передних колес, так и с выключенной.

Испытания проводились совместно со специалистами из ЦАГИ. Много чего интересного они рассказывали. Постараюсь обобщить и рассказать доступным языком о целях и задачах подобного эксперимента, который является наиболее правильным, так как выполняется в процессе летных испытаний на настоящем самолете. Подобным испытаниям подвергалась и «единичка» (97001) перед своим первым полетом.
В общем, и в целом в ходе таких натурных испытаний возможно:
- Определить параметры колебаний опор шасси самолета при наезде на препятствие на различных скоростях. В нашем случае колебания являются затухающими, т.е. явления шимми не наблюдается. Причем, как с демпфером шимми, так и без него. Следовательно, отказ демпфера шимми на безопасность не влияет.
- Определить коэффициенты затухания колебаний стоек шасси. Наличие демпфера увеличивает данные коэффициенты. Т.е. увеличивается «запас по шимми», а так же снижаются нагрузки на стойки шасси и самолет в целом.
- Определить нагрузки на стойки шасси, возникающие при колебаниях, а так же нагрузки, передаваемые на планер самолета.

Вот как-то так J

Программа испытаний по шимми завершена - результаты положительные. Переходим к следующей программе сертификационных испытаний Суперджета 100 новой модификации - LR :)

Еще несколько фото сделанных тем солнечным днем

1. Утренний Суперджет 100LR


2. Предполетный осмотр

3. Стекатели статического электричества


4. SSJ100B 89010 с эмблемой ЦСКА и опытный SSJ100LR 97006


5. Тренировка МЧС


Posted via LiveJournal app for iPad.

Comments

( 24 comments — Leave a comment )
tankasan
Apr. 1st, 2013 06:01 pm (UTC)
Спасибо за рассказ!
Интересно и познавательно! )
urbanomica
Apr. 2nd, 2013 11:21 am (UTC)
присоединяюсь!
airview
Apr. 1st, 2013 06:31 pm (UTC)
Спасибо за интересный репортаж.
А как там LR-ка поживает?
kukuksumushu
Apr. 1st, 2013 07:50 pm (UTC)
Алексей, так в этом посте всё про LR-ку :)))
airview
Apr. 1st, 2013 08:19 pm (UTC)
Ну невнимателен я сегодня, простите великодушно. ;)

Марат, я там вопрос про конфетки задавал - аэропортовские брать?
r_fardeev
Apr. 1st, 2013 07:51 pm (UTC)
Как видите - отлично ;)
airview
Apr. 1st, 2013 08:19 pm (UTC)
И правда хорошо. :)
pivopotam
Apr. 1st, 2013 09:33 pm (UTC)
cпасибо за рассказ!

а почему на фото 3 такие большие стекатели электричества? по моему на серийных их меньше и по количеству и по размерам
r_fardeev
Apr. 2nd, 2013 07:12 am (UTC)
Количество одинаковое. Размеры тоже - это ракурс такой ;)
skyrail
Apr. 1st, 2013 10:53 pm (UTC)
интересно! спасибо!
dodyara
Apr. 1st, 2013 11:19 pm (UTC)
Спасибо большое за рассказ!
Я не в курсе, планируется ли европейская сертификация EASA на LR версию? Если да, то почему были только специалисты ЦАГИ? Или там какой-то другой порядок сертификации? Спасибо!
sdvsamara
Apr. 2nd, 2013 07:15 am (UTC)
Сначала идёт сертификация в АР МАК (по этому и ЦАГИ). А EASA позже. SSJ100B сертифицировался также.
dodyara
Apr. 2nd, 2013 09:14 am (UTC)
Спасибо! Как сертифицировали SSJ100B я не в курсе, поэтому вопрос и возник.
r_fardeev
Apr. 2nd, 2013 07:32 am (UTC)
Планирется конечно. Специалисты ЦАГИ выполняют испытания и выдают заключение. Далее все данные направляется в АР МАК. Сертификация самолёта в АР МАК и его же валидация в EASA - это два различных процесса, причём валидация проводится со сдвижкой по времени, относительно сертификации.
По простому - вначале проводятся те или иные виды сертификационных испытаний с участием экспертов (пилотов и инженеров) АР МАК. Только после изучения их результатов, эксперты EASA решают - принимают ли они всю доказательную документацию, или хотят лично участвовать в какой-либо части испытаний. После этого проводится ряд дополнительных полётов с пилотами и инженерами EASA если требуется.
Взял ответ вот тут http://superjet.wikidot.com/wiki:process-sertifikacii Почитайте целиком - очень доступно описаны процессы сертификации нашего самолета.
dodyara
Apr. 2nd, 2013 09:13 am (UTC)
Спасибо большое за ответ! Почитаю.
shvp
Apr. 2nd, 2013 12:13 am (UTC)
Спасибо. Следим за Вашими новостями и размещаем их здесь:
http://avvakul.ru/forum/viewtopic.php?f=6&t=5845&p=128738#p128738
fox511
Apr. 2nd, 2013 03:37 am (UTC)
Интересно, спасибо!



Тот же изгибно-крутильный флаттер по природе возникновения.
outlier_v
Apr. 2nd, 2013 10:01 am (UTC)
Очень интересно, спасибо!
А можно глупость спрошу? Испытывается некрашеный самолет, а ведь краска тоже весит наверное ни одну сотню кг (площадь то большая) и нагревается / охлаждается иначе нежели этот зеленый грунт. Это как то учитывают ?
r_fardeev
Apr. 2nd, 2013 11:46 am (UTC)
Вес самолета точно известен. Самолет перед испытаниями взвешивается, а так же после доработок. При различных испытаниях требуются разные веса и центровки. Эту проблему решают при помощи балласта ;)
pivopotam
Apr. 3rd, 2013 02:06 pm (UTC)
а что сегодня испытывали в воздухе?
r_fardeev
Apr. 3rd, 2013 04:08 pm (UTC)
Об этом еще расскажу :)
fduch500
Apr. 9th, 2013 11:49 am (UTC)
Спасибо, очень интересно!
P.S. Вот только... зачем все эти фотоэффекты? Сюжеты уже сами по себе хороши - а попытки придать им художественность только эту ценность принижают.
r_fardeev
Apr. 10th, 2013 07:45 am (UTC)
На вкус и цвет товарищей нет - сами знаете ;)
Снимается все на айфон или айпад. При обработке используется кадрирование и какой ни будь фильтр из АйФото или Инстаграм. Вот и вся художественная обработка. На мой взгляд ценность поста от этого не меняется.
prostak_1982
Nov. 11th, 2014 08:25 am (UTC)
Спасибо. Интересно.
( 24 comments — Leave a comment )